Персональный сайт воспитателя Анджелина Заичко
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 15840.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Анджелина Заичко (УИ №332536, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
Консультация «Как рассказать детям о блокаде Ленинграда»27 января ежегодно в Российской Федерации отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады(1944). Перед многими родителями возникает вопрос о том, как рассказать детям дошкольного возраста о таком важном событии, как освобождение блокадного Ленинграда во время ВОВ и нужно ли это делать? Ответ на данный вопрос однозначен. Рассказывать не просто нужно, поскольку наиболее важным этапом развития личности ребенка является его всестороннее развитие, и знать историю своей страны просто необходимо. Ведь наш долг чтить память предков, чьи жизни унесла эта кровопролитная война. Только разговаривать на тему ВОВ необходимо с дошкольниками подобрав правильные слова, не рассказывая обо всех ужасах военного времени. Главной задачей взрослых является: необходимость рассказывать о героизме, подвигах и сплоченности советского народа подрастающему поколению так, чтобы дети знали, помнили и чтили подвиг дедов и прадедов, понимали, что ценой многих жизней далась народу Победа. В беседе с маленькими детьми о войне не стоит рассказывать обо всех ужасах и горестях. Наша задача – мягко объяснить ребенку суть этого события, не вдаваясь в подробности. Вот некоторые рекомендации.Блокада - это окружение, осада города войсками противника, напавшими на страну. Блокада Ленинграда продлилась почти 3 года, каждый из которых, был невероятно тяжёлым. Основной проблемой для жителей стал недостаток продовольствия и топлива – для отопления не хватало даже дров. К концу блокады в большинстве домов не осталось мебели, а в скверах и парках вырубили множество деревьев. Всё это пошло в печки, чтобы хоть как-то обогреться. Что такое «Дорога жизни»?Где проходила эта дорога? Единственным путём сообщения с осаждённым Ленинградом было Ладожское озеро. Несмотря на то, что путь был смертельно опасен, в ходе блокады по нему было эвакуировано около 1,5 млн человек –примерно половина ленинградского населения. Маршрут по замёрзшему озеру называли «Дорогой жизни». По ней в осажденный город доставляли продукты, медикаменты, вывозили раненых, женщин, стариков и детей, спасая их от голода и смерти. Кроме того «Дорога жизни» была единственной магистралью, которая связывала город со страной. Летом это был водный путь, а зимой эту роль исполняла его замерзшая поверхность. «Как жили ленинградцы»?В разрушенном городе, в домах не было света, тепла, воды. Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться. Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами. Электричество не было, и жители освещали свои дома керосиновыми лампами. Водопровод разрушен, воду можно было достать только в сохранившихся трубах подвала или набирать из реки Нева. Зимой в морозы река замерзала, приходилось пробивать подручными средствами ледяной прорубь. Ленинградцы жили в постоянной готовности, т. к. в любое время могла включиться звуковая сирена. Сирена означала, что необходимо выйти из дома и спуститься всем в укрытие, которое размещалось в уцелевших подвалах домов. Кто же работал в блокадном городе?На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках женщины и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. А как ещё помогали взрослым дети?Они тушили зажигалки сброшенные с фашистских самолётов. Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал. Стояли в очередях за хлебом, который давали по спец. карточкам. Помогали раненным в госпиталях, устраивали концерты, пели песни читали стихи, танцевали. «Как жили дети в блокадном Ленинграде?»В момент замыкания блокадного кольца, помимо взрослых, в городе оставалось 400 тысяч детей разных возрастов. Несмотря на такое тяжёлое время, работали детские сады, школы. И те дети, которые могли ходить, учились в школе. Дети постарше вынуждены были заменить возле заводских станков взрослых, которые погибли, умерли или ушли на фронт. Специально для детей, работавших на заводах, были придуманы и изготовлены подставки из дерева, чтобы они могли, как взрослые, работать над изготовлением деталей для пулеметов, артиллерийских снарядов и автоматов. В сезон дети активно работали на огородах и совхозных полях. Во время налетов падали лицом в землю. Превозмогая жару, грязь, дождь и первые заморозки, юные герои блокадного Ленинграда собирали урожай. Носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал. Дети часто помогали раненным в госпиталях: убирали, помогали кормить тяжелобольных, развлекали раненых, устраивали концерты, пели песни читали стихи, танцевали. Что такое «Блокадный хлеб»?Жизнь в городе становилась всё труднее. Хлеб давали по специальным карточкам, но его было очень мало и многие умирали от голода. Карточки выдавались на месяц каждой семье, по количеству людей. Их бережно хранили, берегли, боялись потерять. Каждое утро в пункт выдачи хлеба приходили жители и занимали очередь, на выдачу хлеба. Иногда приходилось ждать машину с хлебом, стоять часами у магазина или пункта выдачи. Хлеб нарезали по норме и выдавали по карточкам. Заворачивали хлеб в кусок ткани, прятали за пазуху и несли домой. Ежедневный паёк во время блокады Ленинграда несколько раз урезался, чтобы хоть как-то разделить запасы между всеми жителями. Минимум он составлял 250 г хлеба в день для рабочих и вдвое меньше для детей - 125 г. И всё, больше ничего - только вода. До сих пор в этом городе сохранилось особое отношение к хлебу потому, что только маленький кусочек хлеба спас много жизней. Что такое «Блокадная ласточка»?Когда фашисты весной 1942 года объявили, что в осажденный город даже птица не пролетит, многие ленинградцы стали носить на груди жестяную ласточку с письмом в клюве. Жетон назывался «Жду письма» и символизировал ожидание весточки от близкого человека, бившегося на фронтах или уехавшего в эвакуацию, веру в то, что он жив. А в 1945 году Ольга Берггольц написала известное стихотворение «Блокадная ласточка»: Сквозь года, и радость, и невзгоды Вечно будет мне сиять одна - Та весна сорок второго года, В осажденном городе весна. Маленькую ласточку из жести Я носила на груди сама. Это было знаком доброй вести, Это означало: «Жду письма». Этот знак придумала блокада. Знали мы, что только самолет, Только птица к нам, до Ленинграда, С милой-милой родины дойдет. 28 января 2025 в 17:01
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.