Персональный сайт воспитателя Анджелина Заичко

Консультация для родителей «Проводим лето с пользой»

Лето — пора отпусков — благоприятное время для восстановления сил, здоровья и приобретения новых впечатлений. Уважаемые родители, не забывайте, что ребенок целый год получал новые знания, трудился. Так же, как и взрослые, он ждет своего отпуска. Многие семьи на летний период планируют свои отпуска, едут на морское побережье, в деревню, на дачу. Именно в летний период ребенок получает много ярких впечатлений, больше находится на воздухе, двигательная активность возрастает. Во время отпуска, не следует забывать о речевых проблемах детей. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, чисто- и скороговорки, пальчиковые и дыхательные игры) за летний период могут, как закрепиться, так и потеряться.

Заботливых родителей беспокоит вопрос: «Что же делать летом, когда на время отпуска прекращаются занятия?» А перед воспитателем стоит вопрос: «Какое же доступное, понятное задание дать на лето родителям?» Я хочу предложить ряд несложных и занимательных упражнений, которые помогут закрепить навыки, полученные на  занятиях. Напоминаю, что наиболее благоприятное время для работы — утром после завтрака или во второй половине дня после сна.

Используйте отдых на море с пользой.

Во время поездки можно поговорить о транспорте, кто на нем работает. Самолет, машина, поезд, яхта. Рассмотрите части самолета, сосчитайте вагоны поезда, обратите внимание на нумерацию вагонов. На яхте ребенок познакомится с новыми словами. Помогайте ему их проговаривать.

Все дети обожают плескаться в воде. Подберите прилагательные к слову «вода» (какая) теплая, ласковая, холодная, прозрачная, мутная и т. д;  «море» (какое) синее, теплое, красивое; «камешки» (какие) мелкие, крупные, мокрые; «песок» (какой) сухой, влажный, желтый.

Камешки на пляже различайте по форме. Считайте их и решайте простые арифметические примеры. Пишите их на песке.

Ваш ребенок недостаточно хорошо запомнил буквы - также пишите их на песке пальцем или палочкой. Если он складывает слова - пишите слова. Перед этим определите первый и последний звук в слове. Назовите звуки по порядку.

Камешками обозначьте гласные.

Спросите - какой гласный слышится сильнее (ударение). Палочками разделите слово на слоги. Придумайте с этим словом предложение. Обратите внимание на предлоги, если таковые встретились.

Трудные и незнакомые слова проговаривайте с ребенком по слогам, отхлопывая в ладоши. Сначала одновременно (сопряженно, потом ребенок пробует повторить самостоятельно, после вас (отраженно).

Берег моря благотворно влияет на творческую активность ребенка.

Все дети, сидя на берегу, что-то строят из песка. Дайте ребенку выразить свои творческие настроения. Но не забывайте про связную речь. Пусть он проговаривает свои действия. Спросите: «Что ты построил?»«Там кто-нибудь живет?»«Как его зовут?» (с именем можно пофантазировать, «Что он там делает?». По ходу сами придумывайте вопросы. Напоминайте, чтобы ребенок отвечал полными предложениями. Через некоторое время, в спокойной обстановке, вспомните его творение. Помогите составить историю, рассказ или сказку. Придумайте вместе названия и выберите лучшее. Если реб нок захочет – можно эту историю закончить художественным оформлением. Как и чем выбирайте сами по обстоятельствам. Ведь дети обожают рисовать, лепить, конструировать.

Вы повезли отдыхать ребенка в деревню?

Можно вспомнить все, о чем он узнал в детском саду. Лучшее усвоение – через личный опыт. А уж там его можно набраться сполна. В огороде - что только не растет. Покажите, как растут овощи. Как их сеют, сажают, ухаживают. Как растение цветет и дает плоды. Какие они по цвету, форме, на вкус. Что можно из него приготовить. Имея эти знания, составьте с ребенком описательный рассказ.

В саду фрукты. Расскажите ребенку о них. Тогда у вас тоже получится описательный рассказ. Закрепляя овощи-фрукты, поиграйте в игру «Что лишнее?»

Домашние животные, хоть какие-то, в деревне имеются. Вспоминаем и тех, которых нет. Знает ли ваш ребенок их детенышей? Спросите в единственном и множественном числе. Подробно стараемся описать животное. Обратить внимание, чем его кормят и какую пользу оно приносит. Поговорите, какие продукты делают из молока, мяса. Помогите ребенку составить описательный рассказ. Закрепите образование прилагательных от существительных (молочные, мясные, согласование числительных 2 и 5 с существительными (два кролика, пять кроликов, глаголы в игре «Кто как голос подает?» (Мычит, ржет, блеет).

В деревне могут держать уток, гусей, кур, индюков. Расскажите ребенку об этих домашних птицах. Вспомните, какие клички бывают у домашних животных и птиц.

Если вы с ребенком пошли на речку купаться – ему там раздолье.

На рыбалку собрались – ребенок узнает много новых слов. В лесу рассмотрите разные деревья, листья, плоды.

Собираете грибы – вспомните названия съедобных и несъедобных. Придя домой сосчитайте их и покажите, чем они различаются.

Можно закреплять различные грамматические формы.

Собираете ягоды? Не забудьте спросить какой сок, варенье получиться из смородины, малины и т. д.

Полезной окажется прогулка по полям и лугам. Покажите ребенку полевые цветы. А если это поле пшеничное – поговорите, как выращивают хлеб. И спросите: какие хлебобулочные изделия он знает.

Наблюдайте за различными явлениями природы и описывайте их словами (гроза, радуга, закат и т. д.) Повторите части суток и времена года.

Если ваш отпуск проходит в городе – больше гуляйте в парках, покажите ребенку фонтаны, памятники, площади, посетите музеи, выставки.

Расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи

Играйте в следующие игры:

Игра «Считай-ка». Считать со словами от одного до пяти на любую тему, следить за окончаниями. Например, сосчитать предметы мебели так: один стол, два стола…пять столов.

Игра «Один - много». Кошка-… кошки, корова-…коровы и т. д. (на любую тему).

Игра «Назови ласково». Стол-столик, кровать – кроватка и т. д. -упр. «Назови части». Грузовик -…кабина, кузов, колеса и т. д.

Игра «Скажи наоборот». Старая мебель -…новая, тяжелая -…легкая, взрослая - …детская и. т. д.

Игра «Кому что нужно?». Художнику – кисть, повару – кастрюля и т. д.

Игра «Кто чем управляет?»Самолетом – летчик, поездом – машинист и т. д.

Игра «Кто где живет?». В норе живет (кто) – лиса; в берлоге, в дупле… Развитие связной речи

Игры и задания, способствующие развитию связной речи:

Подбери определения («Какие бывают собаки? —… большие, служебные…») – чем больше, тем лучше.

Узнай предметы по описанию («Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? - …береза»); А теперь попробуй загадать ты!

Составлять словосочетания и предложения с заданными словами («Составь предложение по двум опорным словам: врач – лекарство, береза –роща») и т. д.

Игра «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);

Учите ребенка давать полный ответ на вопрос.

Читайте ребенку книги.

Закрепление умения слышать и различать звуки

Игра «Назови первый гласный звук в слове» (аист, остров, утка)

Игра «Назови последний согласный звук в слове» (паук, нос, стоп)

Игра «Определи, есть ли заданный звук в слове».

Игра «Отхлопай слово по слогам».

Игра «Назови слова с определенным звуком, слогом».

28 июля 2024 в 13:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.