Персональный сайт воспитателя Анджелина Заичко

Консультация для родителей «Развитие связной речи у дошкольников»

По мере взросления ребенка родители беспокоятся о развитии его творческого потенциала, мышления, логики и порой упускают такую не менее важную деталь, как развитие связной речи.
Часто родители исходят из соображения, что дети, наблюдая за ними, самостоятельно научатся связно излагать свои мысли.

Но это не так, ребенку нужно помогать устанавливать логические связи в собственной речи. Для этого существует масса упражнений, о которых мы расскажем в данной статье.

Что такое связная речь?

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.

Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая.

В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями.

В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.

В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.

Формирование связной речи у дошкольников

Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.

Основными средствами развития связной речи являются:
- сказки;
- дидактические игры;
- театрализованные игры.

В занятиях с ребенком можно использовать средства наиболее подходящие для его возраста и интересов или же комбинировать их.

Игры на развитие связной речи

Игра «Расскажи, какой?»
Ребенку демонстрируется предмет или игрушка, и он должен описать его. Например:
- мяч – большой, резиновый красный, легкий;
- огурец – длинный, зеленый, хрустящий.
Если ребенок еще маленький и самостоятельно описать предмет не может, ему необходимо помочь.
В первый раз родители могут самостоятельно описывать предмет.

Игра «Опиши игрушку»
Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.
Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.
1. Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных.
2. Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.

Игра «Угадай кто?»
Спрятав игрушку или предмет за спиной, мама описывает его ребенку.
По описанию ребенок должен угадать, о каком именно предмете идет речь.

Игра «Сравнение»
Перед ребенком необходимо поставить несколько игрушек животных, кукол или машин. После этого ему дается задание сравнить их.
Например:
- мишка рычит громко, а у мышки тоненький голос;
- у куклы Светы волосы рыжие, а у куклы Маши светлые;
- у грузовика колеса большие, а у легковой машинки маленькие.

Упражнения по автоматизации звуков в связной речи

Если ребенок еще плохо выговаривает отдельные звуки, в рамках обучения детей связной речи можно заниматься и автоматизацией звуков.

В этом цикле упражнений, также как и в предыдущем, принцип состоит в изучении материала от простого к сложному.

Прежде, чем автоматизировать нужный звук у ребенка, его необходимо правильно научиться произносить изолировано от других.

В этом помогут артикуляционные упражнения.
Важно запомнить, что нельзя в рамках одного занятия обучать ребенка произношению звуков схожих друг с другом или относящихся к одной группе.

Артикуляционное упражнение «Звонок»
Ребенку демонстрируются карточки с изображениями.
Изображены должны быть предметы или животные, в названии которых содержится автоматизируемый звук.
Если ребенок произносит звук правильно, то ему демонстрируется следующая карточка, а если неправильно, то взрослый звонит в колокольчик.

Артикуляционное упражнение «Часы»
Ребенку дается задание произнести слово с автоматизируемым звуком столько раз, сколько показывает стрелка на часах.

 «Речевые игры по дороге в детский сад»

Чтобы дорога в детский сад была интересной и веселой, можно поиграть во множество игр: как подвижных, так и для развития речи.
Делюсь с вами некоторыми из них:
• «Что из чего состоит?» Стул состоит из спинки, сиденья, ножек. Рубашка состоит из рукавов, воротника, карманов, пуговиц.

• «Кто кем был раньше?» Курочка была раньше цыпленком, а еще раньше яйцом. Рыба была раньше мальков, а еще раньше икринкой. Яблоко раньше было цветочком.

• «Что общего?» Что общего может быть у яблока и кубика? Они оба могут быть красного цвета. Что общего у елки и кактуса? У них есть иголки. Что общего у птички и самолета? У них есть крылья.

• «Что произойдет, если …» Что произойдет, если не закрыть холодильник? Что произойдет, если оставить включенной воду? Выслушайте ответы ребенка. Некоторым вы удивитесь сами. Такая игра учит мыслить ребенка.

• «Один – много» Стул - стулья, врач - врачи, человек – люди.

• «Назови ласково» Кот – котик, дом – домик, качели – качельки, машина – машинки.

• «Я знаю пять имен» Ребенок хлопает в ладоши – Таня, София, Богдан, Даня, Тима. Называть можно не только имена – названия животных, цветов, виды посуды, мебели.

• «Обобщаем» Вы называете: береза, дуб, клен. Ребенок должен обобщить – это деревья. Чашка, ложка, вилка – это посуда. Самолет, вертолет, дирижабль – это транспорт (уточняем: воздушный).

• «Ассоциации» Называйте ребенку предмет, а он придумывает ассоциации, которые у него возникли с этим предметом. Например: стакан – стекло, белка – орешки, зайчик - морковка, летчик – самолет, книга – картинки.

• «Что лишнее?» Вы говорите ребенку: «В саду растут: яблоко, персик, бегемот, малина». Ребенок называет лишнее или хлопает в ладоши, когда услышит лишнее слово.

• «Я вижу что-то» Я вижу что-то красное – отыскиваем глазами все красные предметы и называем их. Можно соревноваться – кто увидит больше красных (зеленых, круглых) предметов.

• «Загадываем слово» Малыш загадывает любое слово. Взрослый с помощью наводящих вопросов пытается узнать – что это. Например: оно съедобное? У него есть крылья? Его любит кушать зайчик? Потом меняем местами.

9 октября 2022 в 20:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.