Персональный сайт воспитателя Анджелина Заичко

МАСТЕР-КЛАСС «Звуковая культура речи в работе воспитателя ДОУ с учетом ФГОС»

  1. Понятие звуковой культуры речи.
  2. Задачи развития звуковой культуры речи.
  3. Методы и приемы воспитания звуковой культуры речи.
  4. Работа над  развитием  звуковой культуры речи с учетом ФГОС.
  5. Построение работы над звуковой культурой речи по возрастам.
  6. Организация работы над звуковой культурой речи в условиях ДОУ.

1.  Понятие звуковой культуры речи 

Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.

Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.

Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.

Звуковая культура речи— понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими фактами).

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культура речи, отмечает, что «перед, педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.»

Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Средства звуковой культуры речи(предметные и сюжетные картинки, произведения художественного слова, жанры малого фольклора) способствуют решению задач по воспитанию правильного произношения, выразительности речи.

Воспитание звуковой культуры— одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

Воспитание звуковой культуры предполагает:

- формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

- воспитание орфоэпически правильной речи — умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т. е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;

- формирование выразительности речи — владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

- выработка дикции — отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

- воспитание культуры речевого общения как части этикета.

Звуковые единицы языка различаются по их роли в речи. Одни, соединяясь, образуют слова. Это линейные (расположенные в линию, один за другим) звуковые единицы: звук, слог, фраза. Только в определенной линейной последовательности сочетание звуков становится словом, приобретает определенный смысл.

Другие звуковые единицы, просодемы, – надлинейные. Это ударение, элементы интонации(мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они характеризуют линейные единицы и являются обязательным признаком устной звучащей речи. Просодические единицы участвуют в модулировании артикуляционных органов.

Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи (звуко и словопроизношение), так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков.

Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии.Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии.Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.

2.Задачи развития звуковой культуры речи

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

  1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:

- звуковысотный слух;

- слуховое внимание;

- восприятие темпа и ритма речи.

  1. Формировать произносительную сторону речи:

- учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;

- развивать артикуляционный аппарат;

- работать над речевым дыханием;

- вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;

- вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;

- формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова;

- фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

  1. Развивать произношение СЛОВ согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
  2. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:

  1. на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку;
  2. различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку;
  3. отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
  4. дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).

3. Методы и приемы воспитания звуковой культуры речи:

- дидактические игры 

- подвижные или хороводные игры с текстом 

- дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)

- метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:

- образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;

- краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;

- утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);

- образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, туп-туп-туп - топает козленок);

- хоровые и индивидуальные повторения;

- обоснование необходимости выполнить задание педагога;

- индивидуальная мотивировка задания;

- совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);

- оценка ответа или действия и исправления;

- образная физкультурная пауза;

- показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

Работа над  развитием  звуковой культуры речи с учетом ФГОС.

При реализации ФГОС в первую очередь необходимо выделить для себя следующие систематизирующие факторы:
1. В ФГОС  выделяют 4 основные направления развития детей и 10 образовательных областей, которые не должны реализовываться в ДОУ в «чистом» виде.

коммуникативно-личностное развитие;

       познавательно-речевое развитие;

       художественно-эстетическое развитие;

     физическое развитие.

 Они должны взаимодополнять друг друга, быть ориентированными на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию данных качеств решаются интегративно.
Т.о. мы можем говорить о том, что работа по разделу: звуковая культура речи является основой для реализации следующих образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация»
Данные образовательные области реализуются через следующие виды организованной деятельности:
• Игровая
• Коммуникативная
• Познавательно-исследовательская
• Чтение
• Музыкально- художественная
• Продуктивная
• Трудовая

2. ФГОС нацеливают педагогов на формирование интегративных качеств личности, выпускника. Работа по ЗКР направлена на формирование следующих параметров:
Выпускник
• владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, задает вопросы взрослому.
• Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью
• Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рассказе.
• Способен изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации
        3. возникает необходимость разработки «креативного поля», т.е. возможности для творческой деятельности детей, как совместной с педагогом, так и самостоятельной. Мы знаем, что согласно ФГОС, в образовательный процесс включено два основных составляющих блока:
- Совместная партнерская деятельность взрослого и детей;
-  Свободная самостоятельная деятельность детей, которая предполагает деятельность воспитанников в условиях создания педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

1 блок раскрывает Руководство познавательной активностью детей в ходе учебной деятельности. Оно заключается:
- в четкой постановке учебно-познавательных задач перед детьми и соответствующей возрасту мотивации: учебной, практической, игровой;
- в использовании различных форм организации познавательной деятельности детей: фронтальной, групповой, индивидуальной.
- в активизации обучения через содержание, методы, приемы, формы организации.

2 блок раскрывается в  самостоятельной познавательной деятельности.
Здесь совершенствуются, углубляются и расширяются представления детей о звуке, умения прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова, развивается фонематический слух. Ее организация возможна лишь при определенном уровне речевого развития детей, наличии разнообразных дидактических, игровых материалов, игр речевого содержания, руководстве этой деятельностью взрослым.
Кроме этого, дети должны уметь самостоятельно выполнять некоторые действия, вызванные интересом.
            Признаками самостоятельной познавательной деятельности являются интерес к ней со стороны детей, проявление ими творческой инициативы, самостоятельности в выборе игры и способа реализации задуманного. Это могут быть игры детей с дидактическими материалами, развивающие и обучающие игры, занимательные задачи и упражнения, сюжетно-ролевые игры с использованием объектов, возникающие в трудовой и бытовой деятельности. .
         Самостоятельная познавательная деятельность детей имеет непосредственную связь с учебной деятельностью.
         Работа по воспитанию звуковой культуры речи организуется как в процессе свободного речевого общения детей с воспитателем в детском саду и другими взрослыми дома, так и в учебной деятельности по речевому развитию детей. Взрослые исправляют ошибки детей в артикуляции звуков или в модуляции голоса при интонировании. В процессе такого общения ребенок как бы «настраивается» на восприятие произносительных и других особенностей родного языка.
         Речь ребенка развивается в общении со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра, организованная определенным образом, оказывает положительное влияние на взаимодействие и взаимообщение между детьми. Как подчеркивают ученые, игры снимают психологический барьер, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми. Среди задач ведущими являются формирование навыков правильного произношения и выработка хорошей дикции.
         Таким образом, воспитание звуковой культуры речи осуществляется в процессе всех видов детской деятельности.

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по основным направлениям:
1. Развитие восприятия речи. Здесь должны быть решены задачи развития слухового внимания и речевого слуха (фонематического, звуковысотного, ритмического слуха, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи).
2. Развитие артикуляционного и голосового аппарата, выработка умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности.
3.Формирование произносительной стороны речи: правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами.
В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются. Например, в младшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения на основе звукоподражания, использования потешек. В старшем возрасте внимание направлено на выработку четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.

5. Построение работы над звуковой культурой речи по возрастам:

РАННИЙ ВОЗРАСТ  (третий год жизни).

- учить говорить внятно, не торопясь, достаточно громко, развивать речевой слух;

- упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных (кроме шипящих и сонорных);

- поддерживать игры со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий;

- учить узнавать персонажи по звукоподражанию («ко-ко», «му-му», «ку-ка-ре-ку»);

- учить производить выдох через рот плавно и протяжно (дуновением приводить в движение султанчики, лодочки на воде, шарики из ваты).

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (Четвертый год жизни)

- учить говорить громко, не торопясь, четко произносить слова;

- формировать умение вслушиваться в звучание слов;

- учить правильно и четко произносить все гласные звуки, простые согласные и свистящие, совершенствовать артикуляцию;

- готовить к правильному произношению шипящих звуков;

- побуждать правильно пользоваться интонацией, протяжно и плавно производить выдох через рот.

Пятый год жизни.

- совершенствовать восприятие речи и ее произносительную сторону в тесной взаимосвязи с развитием общения, стремления ребенка быть услышанным и понятым;

- совершенствовать речевой слух, фонематическое восприятие (умение слышать одинаковые звуки в ряду из 3-4 слов, подбирать 2-3 слова с заданным звуком, слышать выделенный звук);

- уточнять и закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, добиваться правильного произношения звуков родного языка (включая свистящие, шипящие и сонорные);

- совершенствовать дикцию (отчетливое произнесение слов и словосочетаний);

- развивать голосовой аппарат, интонационную выразительность речи, учить произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (Шестой год жизни)

- совершенствовать слуховое восприятие, правильное произношение, интонационную выразительность речи;

- учить различать смешиваемые звуки на слух (твердые и мягкие согласные, свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные, звуки [ Л ]  и  [  Р ]);

- побуждать правильно произносить слова, шутки-чистоговорки, скороговорки, содержащие смешиваемые звуки (Шла Саша по шоссе и сосала сушку.), укреплять и развивать артикуляционный и голосовой аппараты (учить четко и внятно произносить слова и фразы (совершенствовать дикцию);

- тренировать в произношении слов и предложений в разном темпе, с разной силой голоса, интонацией.

Седьмой год жизни.

- совершенствовать все стороны звуковой культуры речи (фонематическое восприятие, звукопроизношение и дикцию, интонационную сторону речи);

- упражнять в дифференциации звуков на слух и в произношении (твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих, звонких и глухих согласных, звуков [ Л ] и [ Р ]);

- устранять ошибки звукопроизношения, учить произносить слова согласно нормам литературного языка, укреплять и развивать артикуляционный  и голосовой аппараты (четко и внятно произносить слова и фразы (совершенствовать дикцию));

- развивать речевое дыхание, формировать умение менять силу и высоту голоса, темп речи в соответствии с конкретными условиями речевого общения, учить правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.

Условия для  выполнения задач по развитию звуковой культуры речи: 
- Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию звуковой культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей.
- Наличие полноценной окружающей речевой среды.

6.Организация работы над звуковой культурой речи в условиях ДОУ.

Для организации работы по развитию звуковой культуры речи
группах создаются и эффективно используются речевые уголки.
Где собраны и постоянно пополняются разнообразные практические и наглядные, а также методические материалы для решения всех задач по развитию звуковой культуры речи. Среди них:
• альбомы на разные звуки;
• предметные картинки;
• упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики с картинками;
• атрибуты для формирования правильной воздушной струи,
• картотеки чистоговорок, скороговорок, речевых игр, стихов-диалогов и др.
• разнообразные речевые игры
• книги
• фоно- и видеотеки

В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать возрастные особенности детей, особенности речи каждого ребенка.  Использовать помощь родителей, поддерживать связь с логопедом.

14 февраля 2019 в 21:32

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.