Персональный сайт воспитателя Анджелина Заичко

Создание оптимальных условий для духовно- нравственного воспитания дошкольников через приобщение к культуре Донского края

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности? Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.

Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой своего народа. Прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребенка. Одно из направлений патриотического воспитания — знакомство дошкольников с историческим прошлым, ведь чтобы любить, надо знать.

Важно с ранних лет научить ребенка понимать культуру своего народа, показать дорогу в этот сказочный и добрый мир, потому что именно в дошкольном возрасте возрастают познавательная активность, интерес к миру, желание узнавать новое. Создается фундамент для последующего развития детей, потому что, только зная историю своего края, ребенок сможет полюбить его.

Ведущая цель работы - формировать личность дошкольника как достойного представителя казачьего сообщества, носителя, пользователя и созидателя ценностей и традиций Донского края.

Изучив научную идею педагогов о значимости народной культуры, в том числе культуры Донского края, для возрождения и восстановления прерванной связи времен, исходя из актуальности, я пришла к выводу о необходимости приобщения дошкольников к культуре нашего края и его окружающего мира.

 

 

 

Задачи:

1. Сформировать духовно - нравственные качества и творческие способности детей;

2. Создать предметно - пространственную среду;

3. Организовать взаимодействие с семьей с целью развития интереса к духовно - нравственному воспитанию детей;

4. Формировать представлений о России, как о родной стране и о Ростовской области, как родном крае;

5. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;

6. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения истории и культуры своего народа, государственной символики России и Донского казачества.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм и методов сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Для того чтобы начать работу в МБДОУ необходимо было определить направления деятельности:

- создание условий для удовлетворения и реализации этнокультурных образовательных потребностей;

- изучение литературы по введению и формированию регионального компонента;

- выработка принципов и механизмов взаимодействия в содержании образования на всех ступенях воспитания.

Формы работы:

• Посещение семьи ребенка

• Интегрированные занятия

• Игры

• Праздники, развлечения

• Совместная деятельность с родителями

• Театрализация

• Продуктивная деятельность

Методы и приемы:

• Речевое общение (беседа)

• Игры

• Совместные праздники с родителями

• Наблюдения

• Рассматривание иллюстраций

Свою работу я строила в несколько этапов:

1 этап – организационный

Перед тем как начать работу по данной проблеме я изучила методическую литературу. Для меня было интересно, как другие педагоги работают с детьми и делятся своим опытом по данному вопросу. Некоторые разработки я для себя отметила и использовала их при работе с детьми (список литературы прилагается).

Диагностика предполагает индивидуальную беседу с ребенком (вопросы прилагаются).В сентябре 2014 года было проведено обследование дошкольников старшей группы по Донскому краю и его окружающего мира. В обследовании принимало участие 15 детей. По результатам проверки знаний было выявлено с низким уровнем - 5 детей, средним уровнем – 10 детей, с высоким – 0. В результате побеседовав с ребятами и составив диагностику выяснилось, что многие дети не знают элементарных знаний о своем родном крае, его окружающем мире. Многие ребята отвечали правильно на вопросы, но не могли обосновать свои ответы.

Исходя из результатов диагностики на начало года я составила диаграмму по среднему баллу (диаграмма прилагается). По результатам диагностики группа находится на среднем уровне развития. Результаты обследования заносятся в таблицу, на основе которой появляется диаграмма по выявлению знаний о родном Донском крае.

Результаты первичного мониторинга обследования дошкольников отражены в диаграмме.

Вопросы диагностики были посвящены:

1. Донскому краю и его окружающего мира. Очень важно знакомить детей с природой своего края, наблюдать за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, растений. Родная окружающая природа наполнит душу ребенка гармонией, чистотой, красотой и многообразием природного мира.

 2. Народным приметам, фольклору (загадки, сказки, былины) – в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского донского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, правде, храбрости, трудолюбии и верности.

2 этап – формирующий

Данный этап имеет несколько направлений моей работы, по которым планируются занятия:

1-е направление: история Дона — содержанием этого направления является знакомство с историей Донского края. Здесь осуществляется как информационная, так и практическая подготовка детей через поисковые задания, экскурсии в музей, походы в картинную галерею. Дети знакомятся с мифами, легендами, преданиями, песнями и сказками Дона, герои которых обладают чувством собственного достоинства, готовностью постоять за родную страну.

2 направление: Народные донские праздники

Это направление включает знакомство дошкольников с этническими корнями Донского казачества на комплексных занятиях через доступную их возрасту форму народного праздника с его обычаями и обрядами, определяющими своеобразие культуры нашего региона. Это позволяет детям на эмоциональном уровне принять богатство исконно казачьих празднеств, попробовать себя в различных видах фольклора и тем самым приобщиться к нравственным ценностям народа.

3 направление: Природа Дона

Целью этого направления является формирование созидательного отношения к окружающему миру через знакомство с природой Дона, чувства привязанности к своему дому и любви к Родине; осознания себя частью природы, желания ее оберегать. Дети не только знакомятся с природными местами, степным ландшафтом, флорой и фауной, но и сами активно участвуют в добывании этих знаний: вместе с родителями, братьями и сестрами — старшеклассниками — выискивают в дополнительной литературе сведения, которые могут удивить окружающих, проводят эксперименты, сажают кусты и деревья на территории детского сада и дома.

4 направление: Родина начинается с семьи

Родина начинается с семьи. Наша цель — формирование у родителей сознание необходимости целенаправленной работы по воспитанию у детей нравственно-этических понятий в условиях семьи и тесной взаимосвязи с дошкольным учреждением. Взаимодействие не только с детьми, но и с родителями в этом направлении, на наш взгляд, также не менее важная задача.

3 этап – аналитический (контрольно – диагностический)

Реализуя содержание вышеназванных направлений, мы стараемся пробудить в сознании детей такие священные понятия, как семья, родной язык, родная природа, народ, его история и традиции, формировать национальное достоинство, любовь к Отечеству, учить быть нравственно развитым гражданами. Любить и почитать свой родной край.

Как в группе, так и в детском саду создана предметно-пространственная среда, способствующая развитию личности ребенка на основе народной культуры.

В группе:

• игры по краеведению, игры наших бабушек;

• предметы декоративно - прикладного искусства;

• гербарии разнотравья Донской земли, лекарственные растения;

• карты Ростовской области, России

• элементы казачьего костюма.

В группе мы ведем книгу о родном крае, в которой помещены рассказы, истории, придуманные детьми, прилагаются иллюстрации.

В детском саду:

• выставки фотографий о родном крае; одежде прежней и современной; о людях Донского края;

• костюмерная;

• работает экологический кружок " Юный эколог", изучающий природу родного края.

Помимо этого в течении учебного года проводятся:

С дошкольниками

• походы по родному краю;

• краеведческие игры;

• работа с картой города Новочеркасска ,Ростовской области, России;

• экскурсии к памятным местам города;

• встречи с жителями.

Совместно с педагогами родители рассказывают о своей семье, предках, делятся своими рецептами, впечатлениями о проводимых мероприятиях в группе.

С родителями

• Пополняется предметно — пространственная среда

• Встречи за круглым столом

• Походы

• Участие в проектах, конкурсах.

С педагогами:

• Семинары - практикумы

• Заседания педагогического Совета

• Общие собрания трудового коллектива

5 декабря 2018 в 16:02

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.