Персональный сайт воспитателя Анджелина Заичко
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. МоскваСанитарно-эпидемиологические требования к устройству,содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций Санитарно-эпидемиологические правила и нормативыСанПиН 2.4.1.3049-13
I. Общиеположения и область применения 1.1.Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарныеправила) направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности повоспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольныхобразовательных организациях, а также при осуществлении услуг по развитию детей(развивающие центры) в дошкольных организациях независимо от вида, организационно-правовыхформ и форм собственности. 1.2.Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологическиетребования к: - условиямразмещения дошкольных образовательных организаций, -оборудованию и содержанию территории, -помещениям, их оборудованию и содержанию, -естественному и искусственному освещению помещений, - отоплениюи вентиляции, -водоснабжению и канализации, -организации питания, - приемудетей в дошкольные образовательные организации, -организации режима дня, -организации физического воспитания, - личнойгигиене персонала. Наряду собязательными для исполнения требованиями, санитарные правила содержатрекомендации1 по созданию наиболее благоприятных и оптимальныхусловий содержания и воспитания детей, направленных на сохранение и укреплениеих здоровья. 1.3.Дошкольные образовательные организации функционируют в режиме кратковременногопребывания (до 5 часов в день), сокращенного дня (8-10-часового пребывания),полного дня (10,5-12-часового пребывания), продленного дня (13-14-часовогопребывания) и круглосуточного пребывания детей. Настоящиесанитарные правила не распространяются на семейные группы, размещенные в жилыхквартирах (жилых домах). 1.4.Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всемигражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями,деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией,эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющихобразовательную деятельность, а также на дошкольные образовательныеорганизации, осуществляющие услуги по развитию детей (далее - дошкольныеобразовательные организации). 1.5.Настоящие санитарные правила не распространяются на объекты находящиеся встадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию намомент вступления в действие настоящих санитарных правил. Ранеепостроенные здания дошкольных образовательных организаций эксплуатируются всоответствии с проектом, по которому они были построены. 1.6.Функционирование дошкольных образовательных организаций, реализующих основнуюобразовательную программу, осуществляется при наличии заключения,подтверждающего его соответствие санитарному законодательству и настоящимсанитарным правилам, выданного органом, уполномоченным осуществлять федеральныйгосударственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральныйгосударственный надзор в области защиты прав потребителей в целяхлицензирования образовательной деятельности. 1.7.Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется всоответствии с законодательством Российской Федерации, уполномоченнымфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции поорганизации и осуществлению федерального государственногосанитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора вобласти защиты прав потребителей2]. 1.8. Вдошкольную организацию принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.Подбор контингента разновозрастной (смешанной) группы должен учитыватьвозможность организации в ней режима дня, соответствующегоанатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы. 1.9.Количество детей в группах дошкольной образовательной организацииобщеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой(игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3 лет) не менее 2,5 метраквадратного на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) - не менее2,0 метра квадратного на одного ребенка, фактически находящегося в группе. 1.10.Количество и соотношение возрастных групп в дошкольной образовательнойорганизации компенсирующего вида, осуществляющей квалифицированную коррекциюнедостатков в физическом и (или) психическом развитии, определяется с учетомособенностей психофизического развития и возможностей воспитанников. 1.11.Рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности длядетей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать: - для детейс тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей; - для детейс фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет - 12 детей; - для глухихдетей - 6 детей для обеих возрастных групп; - дляслабослышащих детей - 6 и 8 детей; - для слепыхдетей - 6 детей для обеих возрастных групп; - дляслабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - 6 и 10 детей; - для детейс нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 и 8 детей; - для детейс задержкой психического развития - 6 и 10 детей; - для детейс умственной отсталостью легкой степени - 6 и 10 детей; - для детейс умственной отсталостью умеренной, тяжелой в возрасте старше 3 лет - 8 детей; - для детейс аутизмом только в возрасте старше 3 лет - 5 детей; - для детейсо сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и(или) психическом развитии) - 5 детей для обеих возрастных групп; - для детейс иными ограниченными возможностями здоровья - 10 и 15 детей. Допускаетсяорганизовывать разновозрастные (смешанные) группы детей в дошкольныхобразовательных организациях компенсирующей направленности с учетом возможностиорганизации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическимособенностям каждой возрастной группы. 1.12. Вдошкольных образовательных организациях, комплектование групп комбинированнойнаправленности, реализующих совместное образование здоровых детей и детей сограниченными возможностями, осуществляется в соответствии с учетомособенностей психофизического развития и возможностей воспитанников. Рекомендуемоеколичество детей в группах комбинированной направленности: а) до 3 лет- не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностямиздоровья; б) старше 3лет: - не более10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей снарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостьюумеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом; - не более15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и(или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелыенарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени; - не более17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития. II.Требования к размещению дошкольных образовательных организаций 2.1. Зданиядошкольных образовательных организаций размещаются на внутриквартальныхтерриториях жилых микрорайонов, за пределами санитарно-защитных зонпредприятий, сооружений и иных объектов и на расстояниях, обеспечивающихнормативные уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха для территории жилойзастройки и нормативные уровни инсоляции и естественного освещения помещений иигровых площадок. 2.2. Врайонах Крайнего Севера обеспечивается ветро- и снегозащита территорийдошкольных образовательных организаций. III.Требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольныхобразовательных организаций 3.1.Территорию дошкольной образовательной организации по периметру рекомендуетсяограждать забором и полосой зеленых насаждений. Озеленение деревьями икустарниками проводят с учетом климатических условий. Территориюрекомендуется озеленять из расчета 50% площади территории, свободной отзастройки. Для районов Крайнего Севера, а также в городах в условияхсложившейся (плотной) городской застройки допускается снижение озеленения до20% площади территории, свободной от застройки. Зеленыенасаждения используются для разделения групповых площадок друг от друга иотделения групповых площадок от хозяйственной зоны. Приозеленении территории не проводится посадка плодоносящих деревьев икустарников, ядовитых и колючих растений. Припроектировании дошкольных образовательных организаций на территории выделяетсяместо для колясок и санок, защищенное навесом от осадков. 3.2.Паводковые и ливневые воды отводятся от территории дошкольной образовательнойорганизации для предупреждения затопления и загрязнения игровых площадок длядетей. 3.3.Территория дошкольной образовательной организации должна иметь наружноеэлектрическое освещение. Уровень искусственной освещенности во время пребываниядетей на территории должен быть не менее 10 лк на уровне земли в темное времясуток. 3.4. Уровнишума и загрязнения атмосферного воздуха на территории дошкольныхобразовательных организаций не должны превышать допустимые уровни,установленные для территории жилой застройки. 3.5. Натерритории дошкольной образовательной организации выделяются игровая ихозяйственная зоны. 3.6. Зонаигровой территории включает в себя групповые площадки - индивидуальные длякаждой группы (рекомендуемая площадь из расчета не менее 7,0 кв. м на 1 ребенкадля детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет) и не менее 9,0 кв. м на 1ребенка дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)) и физкультурную площадку (однуили несколько). Для районовКрайнего Севера, а также в городах в условиях сложившейся (плотной) городскойзастройки допускается сокращение площади игровых площадок до 20% при условиисоблюдения принципа групповой изоляции и обеспечении удовлетворения потребностидетей в движении и соответствующем развитии. В условияхсложившейся (плотной) городской застройки с учетом режима организации прогулокдопускается использование совмещенных групповых площадок. Длядошкольных образовательных организаций, оказывающих услуги по присмотру и уходуза детьми, режим работы которых составляет более 5 часов в день, должныпредусматриваться оборудованные места для прогулок детей и занятийфизкультурой. Для прогулокмогут быть использованы территории скверов, парков и другие территории,приспособленные для прогулок детей и занятий физкультурой. 3.7.Продолжительность инсоляции групповых и физкультурных площадок дошкольныхобразовательных организаций определяется в соответствии с гигиеническимитребованиями к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий итерриторий. 3.8.Покрытие групповых площадок и физкультурной зоны должно быть травяным, сутрамбованным грунтом, беспыльным, либо выполненным из материалов, неоказывающих вредного воздействия на человека. 3.9. Длязащиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадкиустанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв. м на одногоребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навесадолжна быть не менее 20 кв. м. Допускаетсяустанавливать на прогулочной площадке сборно-разборные навесы, беседки дляиспользования их в жаркое время года. 3.10.Теневые навесы рекомендуется оборудовать деревянными полами (или другимистроительными материалами, безвредными для здоровья человека) на расстоянии неменее 15 см от земли. 3.10.1.Теневые навесы для детей младенческого и раннего возраста и дошкольноговозраста в I, II, III климатических районах ограждаются с трех сторон, высотаограждения должна быть не менее 1,5 м. 3.10.2.Рекомендуется в IA, IB, IГ климатических подрайонах вместо теневых навесовоборудовать отапливаемые прогулочные веранды из расчета не менее 2 кв. м наодного ребенка с обеспечением проветривания веранд. 3.10.3.Навесы или прогулочные веранды для детей младенческого и раннего возраста до 2лет допускается пристраивать к зданию дошкольной образовательной организации ииспользовать как веранды для организации прогулок или сна. Теневые навесы(прогулочные веранды), пристраиваемые к зданиям, не должны затенять помещениягрупповых ячеек и снижать естественную освещенность. 3.11. Дляхранения игрушек, используемых на территории дошкольных образовательныхорганизаций, колясок, санок, велосипедов, лыж выделяется специальное место. 3.12.Игровые и физкультурные площадки для детей оборудуются с учетом ихросто-возрастных особенностей. Игровоеоборудование должно соответствовать возрасту детей и быть изготовлено изматериалов, не оказывающих вредного воздействия на человека. 3.13. Вовновь строящихся дошкольных образовательных организациях рекомендуетсяоборудовать физкультурные площадки (одну или несколько) для детей в зависимостиот вместимости дошкольных образовательных организаций и программой проведенияспортивных занятий. 3.14. ДляIII климатического района вблизи физкультурной площадки допускается устраиватьоткрытые плавательные бассейны для детей. 3.15.Ежегодно, в весенний период, на игровых площадках проводится полная сменапеска. Вновь завозимый песок должен соответствовать гигиеническим нормативам попаразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическимпоказателям. Песочницы в отсутствие детей необходимо закрывать во избежаниезагрязнения песка (крышками, полимерными пленками или другими защитнымиприспособлениями). При обнаружении возбудителей паразитарных болезней проводятвнеочередную смену песка. 3.16.Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственныепомещения столовой и иметь самостоятельный въезд. В условияхсложившейся (плотной) городской застройки допускается отсутствиесамостоятельного въезда с улицы. В случаеневозможности оборудования самостоятельного въезда на территорию хозяйственнойзоны подъезд автотранспорта к хозяйственной площадке осуществляется в периодотсутствия детей в дошкольной образовательной организации. Натерритории хозяйственной зоны должны предусматриваться места для сушкипостельных принадлежностей и чистки ковровых изделий. 3.17. Натерритории хозяйственной зоны возможно размещение овощехранилища. 3.18. Вхозяйственной зоне оборудуется площадка для сбора мусора на расстоянии не менее15 м от здания. На площадке с твердым покрытием устанавливаются контейнеры скрышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров.Допускается использование других специальных закрытых конструкций для сборамусора и пищевых отходов, в том числе с размещением их на смежных с территориейдошкольной образовательной организации контейнерных площадках жилой застройки. 3.19. Уборкатерритории проводится ежедневно: утром за 1 - 2 часа до прихода детей иливечером после ухода детей. При сухой ижаркой погоде полив территории рекомендуется проводить не менее 2 раз в день. В зимнеевремя рекомендуется проводить очистку территории от снега по меренеобходимости, территорию допускается посыпать песком, использование химическихреагентов не допускается. 3.20.Твердые бытовые отходы и другой мусор следует убирать в мусоросборники. Очисткамусоросборников проводится специализированными организациями. Недопускается сжигание мусора на территории дошкольной образовательнойорганизации и в непосредственной близости от нее. 3.21. Въездыи входы на территорию дошкольной образовательной организации, проезды, дорожкик хозяйственным постройкам, к контейнерной площадке для сбора мусорапокрываются асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием. IV.Требования к зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию 4.1. Вновьстроящиеся объекты дошкольных образовательных организаций рекомендуетсярасполагать в отдельно стоящем здании. Зданиядошкольных образовательных организаций могут быть отдельно стоящими,пристроенными к жилым домам, зданиям административного и общественногоназначения (кроме административных зданий промышленных предприятий), а такжевстроенными в жилые дома и встроенно-пристроенными к жилым домам, зданиямадминистративного общественного назначения (кроме административных зданийпромышленных предприятий). Допускаетсяразмещение дошкольных образовательных организаций во встроенных в жилые домапомещениях, во встроенно-пристроенных помещениях (или пристроенных), приналичии отдельно огороженной территории с самостоятельным входом для детей ивыездом (въездом) для автотранспорта. 4.2.Вместимость дошкольных образовательных организаций определяется заданием напроектирование. 4.3. Зданиедошкольной образовательной организации должно иметь этажность не выше трех. На третьихэтажах зданий дошкольных образовательных организаций рекомендуется размещатьгруппы для детей старшего дошкольного возраста, а также дополнительныепомещения для работы с детьми. Групповыеячейки для детей до 3 лет располагаются на 1-м этаже. На земельныхучастках со сложным рельефом допускается увеличение этажности до трех этажейпри условии устройства выходов из первого и второго этажей на уровнепланировочной отметки. 4.4. Припроектировании дошкольных образовательных организаций предусматриваетсяследующий набор помещений: групповые ячейки (изолированные помещения для каждойдетской группы); дополнительные помещения для занятий с детьми (музыкальныйзал, физкультурный зал, кабинет логопеда и другие); сопутствующие помещения(медицинский блок, пищеблок, постирочная); служебно-бытового назначения дляперсонала. Всуществующих зданиях дошкольных образовательных организаций допускаетсяпереоборудование помещений физкультурного или музыкального залов под групповыеячейки при условии наличия одного из них для проведения в нем музыкальных ифизкультурных занятий. 4.5.Размещение в подвальных и цокольных этажах зданий помещений для пребываниядетей и помещений медицинского назначения не допускается. 4.6. Зданиядошкольных образовательных организаций, могут иметь различную конфигурацию, втом числе: компактную, блочную или павильонную структуру, состоять изнескольких корпусов-павильонов, отдельно стоящих или соединенных между собойотапливаемыми переходами. Неотапливаемые переходы и галереи допускаются тольков III Б климатическом подрайоне. 4.7. Припроектировании дошкольных образовательных организаций высота помещений исистема вентиляции должны обеспечивать гигиенически обоснованные показателивоздухообмена. 4.8. В целяхсохранения воздушно-теплового режима в помещениях дошкольных образовательных организаций,в зависимости от климатических районов, входы в здания должны быть оборудованытамбурами. 4.9.Объемно-планировочные решения помещений дошкольных образовательных организацийдолжны обеспечивать условия для соблюдения принципа групповой изоляции.Групповые ячейки для детей младенческого и раннего возраста должны иметьсамостоятельный вход на игровую площадку. 4.10. Вздание дошкольной образовательной организации допускается оборудование единоговхода с общей лестницей для групп для детей младенческого, раннего и детейдошкольного возраста - не более чем на 4 группы, независимо от их расположенияв здании. Приразмещении дошкольных образовательных организаций в образовательныхорганизациях, в зданиях социально-культурного назначения, пристроенных к жилымдомам, зданиям административного и общественного назначения допускаетсяоборудование единого входа в дошкольную организацию без разделения на группы. 4.11. Всостав групповой ячейки входят: раздевальная (приемная) (для приема детей ихранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приемапищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытьястоловой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Допускаетсяиспользовать групповую для организации сна с использованием выдвижных кроватейили раскладных кроватей с жестким ложем. Спальни впериод бодрствования детей допускается использовать для организации игровойдеятельности и образовательной деятельности по освоению основнойобщеобразовательной программы дошкольного образования. При этом должен строгособлюдаться режим проветривания и влажной уборки: в спальне должна бытьпроведена влажная уборка не менее, чем за 30 минут до сна детей, при постоянномпроветривании в течение 30 минут. Враздевальной (приемной) для детей младенческого и раннего возраста до годавыделяют место для раздевания родителей и кормления грудных детей матерями.Спальню для детей младенческого и раннего возраста до года следует разделятьостекленной перегородкой на 2 зоны: для детей младенческого и раннего возрастадо года. 4.12.Площади помещений, входящих в групповую ячейку, принимают в соответствии срекомендуемыми площадями помещений групповой ячейки (таблица 1 Приложения N 1). Для вновьстроящихся зданий дошкольных образовательных организаций оптимальную площадьгрупповых и спален рекомендуется принимать из расчета норматива площади наодного ребенка (с учетом мебели и ее расстановки) и из расчета кратностивоздухообмена. 4.13. Вдошкольных образовательных организациях для групповых ячеек, располагающихся навтором и третьем этажах, раздевальные помещения для детей допускается размещатьна первом этаже. В дошкольныхобразовательных организациях (группах) должны быть обеспечены условия дляпросушивания верхней одежды и обуви. 4.14. Дляограничения избыточной инсоляции и перегрева помещений необходимо предусмотретьсолнцезащиту при проектировании зданий и установке окон в помещениях групповых,спален, музыкальных и физкультурных залов, помещений пищеблока, обращенных наазимуты 200 - 275 градусов для районов южнее 60 - 45 градусов с.ш. и на азимуты91 - 230 градусов для районов южнее 45 градусов с.ш. 4.15.Конструкция окон должна предусматривать возможность организации проветриванияпомещений, предназначенных для пребывания детей. 4.16.Остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклополотна. При заменеоконных блоков площадь остекления должна быть сохранена или увеличена. Заменаразбитых стекол должна проводиться немедленно. 4.17. Вовновь строящихся и реконструируемых зданиях дошкольных образовательныхорганизаций при численности воспитанников более 120 рекомендуетсяпредусматривать два зала: один - для занятий музыкой, другой - для занятийфизкультурой. Залы не должны быть проходными. Во вновьстроящихся и реконструируемых зданиях дошкольных образовательных организаций счисленностью воспитанников до 120 и существующих зданиях допускается один общийзал для занятий музыкой и физкультурой. При наличиив дошкольной образовательной организации одного зала рекомендуетсяоборудованная физкультурная площадка для занятий физкультурой на свежемвоздухе. 4.18. Дляпроведения физкультурных занятий в зданиях дошкольных образовательныхорганизаций IA, IБ и IГ климатических подрайонов допускается использоватьотапливаемые прогулочные веранды. 4.19. Пристроительстве, обустройстве и эксплуатации бассейна для детей в дошкольныхобразовательных организациях должны соблюдаться санитарно-эпидемиологическиетребования к устройству плавательных бассейнов, их эксплуатации, качеству водыплавательных бассейнов и контролю качества. 4.20. Припроведении занятий детей с использованием компьютерной техники, организация ирежим занятий должны соответствовать требованиям к персональнымэлектронно-вычислительным машинам и организации работы. 4.21. Всуществующих дошкольных образовательных организациях допускается наличиепомещений медицинского назначения (медицинский блок) в соответствии спроектами, по которым они были построены. 4.22. Длявновь строящихся зданий дошкольных образовательных организаций независимо от ихвместимости предусматривается медицинский блок, состоящий из медицинского ипроцедурного кабинетов, туалета. Рекомендуемая площадь помещений медицинскогоблока приведена в таблице 1 Приложения N 1. В туалетепредусматривается место для приготовления дезинфицирующих растворов. Медицинскийблок (медицинский кабинет) должен иметь отдельный вход из коридора. Длявременной изоляции заболевших допускается использование помещений медицинскогоблока (медицинский или процедурный кабинет). Приразмещении дошкольной образовательной организации (или групп) на базеобразовательной организации возможно использование медицинского блока (илимедицинского кабинета) данного образовательного учреждения. Приразмещении дошкольной образовательной организации (или групп) в пристроенных кжилым домам (или к зданиям административного и общественного назначения, атакже во встроенных в жилые дома и встроенно-пристроенных к жилым домам,зданиям административного и общественного назначения), в которых непредусмотрен медицинский кабинет, допускается в кабинете заведующего дошкольнойобразовательной организации оборудование места для временной изоляциизаболевших детей, разделенного трансформируемой перегородкой. 4.23. Взданиях дошкольных образовательных организаций рекомендуется предусмотретьминимальный набор служебно-бытовых помещений в соответствии с рекомендуемымсоставом и площадью служебно-бытовых помещений в соответствии с таблицей 2Приложения N 1. Недопускается размещать групповые ячейки над помещениями пищеблока и постирочной. 4.24. Вовновь строящихся и реконструируемых объектах дошкольных образовательныхорганизаций необходимо предусматривать пищеблок, работающий на сырье илиполуфабрикатах, или буфет-раздаточную, предназначенную для приема готовых блюди кулинарных изделий, поступающих из организаций общественного питания, ираспределения их по группам. Состав иплощади помещений пищеблока (буфета-раздаточной) определяются заданием напроектирование. Объемно-планировочныерешения помещений пищеблока должны предусматривать последовательностьтехнологических процессов, исключающих встречные потоки сырой и готовойпродукции. Допускаетсяразмещение помещений пищеблока на первом и втором этажах при условиипроектирования его в отдельном блоке (здании). Помещения для приема пищевыхпродуктов, кладовая для овощей, первичная обработка овощей (в том числе длячистки картофеля), мойки тары и камера отходов, проектируются на первом этаже. Кладовые неразмещаются под моечными, душевыми и санитарными узлами, а также производственнымипомещениями с трапами. В подвальныхпомещениях допускается хранение пищевых продуктов (овощей, консервированныхпродуктов) при обеспечении необходимых условий хранения, установленныхпроизводителем. Помещениядля хранения пищевых продуктов должны быть не проницаемыми для грызунов. 4 декабря 2018 в 12:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.