Персональный сайт воспитателя Анджелина Заичко

Система дошкольного образования в Законе РФ "Об образовании"

Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ.  Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным учреждениям, которые должны выступать гарантом защиты прав детей на развитие и образование. Ключевой вопрос модернизации – это повышение качества образования. Эта проблема обусловлена отсутствием государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию и единой типовой программы обучения. В условиях вариативности образования, разнообразия запросов родителей на разные виды образовательных услуг управление качеством дошкольного образования  предполагает, прежде всего, установление приоритетов качества:   -условий для успешного образовательного процесса, -оптимальной организации  воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, -мониторинг результатов работы с детьми, - обеспечение преемственности всех ступеней образования. Особенность управления качеством образования в детском дошкольном учреждении  состоит в том, чтобы, не растеряв прошлый хороший опыт, начать освоение нововведений развивающего характера, направленных на духовное развитие ребенка. Целью развития нашего дошкольного учреждения в контексте управления качеством образования является создание условий, обеспечивающих оптимальное личностное развитие каждого ребенка. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от нее зависит, каким вырастет человек,  и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первые навыки  восприятия действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Именно, к этому подводит нас "новая философия" работы с семьей: за воспитание  детей и их развитие несут ответственность родители, а дошкольное учреждение призвано этому содействовать. При этом  процесс такого сотворчества, его особенности определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива. Содержание работы педагога с родителями включает в себя все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах организации игровой среды, подготовке его к обучению в школе. Работа с родителями - сложная и важная часть деятельности педагога и дошкольного учреждения в целом. Одна из главных целей руководителя учреждения и педагогов -  вовлечение родителей в педагогический процесс. В начале нашей работы для активизации решения проблемы было проведено исследование. Через педагогические советы, беседы, круглые столы, анкетирования педагогам предложили назвать те формы и методы взаимодействия с родителями, которые они используют на практике. Показательным стал тот факт, что в основном применялись традиционные формы работы: родительские собрания, индивидуальные беседы, всеобуч, консультации и т.д. Однако результаты анкетирования показали, что родители предпочитают получать информацию по другим каналам – через телевидение, радио, интернет, чтение педагогической литературы. Однако знания,  воспринимаемые из разных источников, не помогают им по следующим причинам: они слишком общие, не касаются лично их ребенка и даются в сложной форме. Следовательно, необходима была адаптация традиционных форм работы с родителями к современным условиям. У значительной части современных семей воспитательная система не столь научна, как в дошкольном учреждении, она в большей степени базируется на бытовых представлениях о ребенке, средствах и методах воздействия на него. Воспитательная система формируется эмпирическим путем, она постоянно апробируется в опыте хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок. Практика показывает, что низкий уровень педагогической компетентности родителей, как правило, не позволяет им занять активную позицию в образовательном процессе. Родители не стремятся сотрудничать с воспитателями в образовательном процессе их ребенка. Закономерным следствием этого являются не только их низкая активность, но и высокая конфликтность и безответственность. Прогрессивные педагоги, общественные деятели говорят о необходимости помощи родителям в воспитании детей, о повышении психолого-педагогической культуры родителей. Поэтому важно проводить педагогическую пропаганду в каждом конкретном образовательном учреждении, для каждого конкретного родителя. Важно рассказывать родителям именно об их ребенке, его достижениях и трудностях в процессах  воспитания и обучения. Цель педагогического образования родителей – развитие субъективной позиции родителей в педагогическом образовании.   В детском саду широко используются активные формы работы для педагогического просвещения родителей с целью ознакомления их с инновационной деятельностью: презентации новых программ и технологий, опросы и анкетирование с целью изучения общественного мнения о работе ДОУ, изучение запроса семей на образовательные услуги и т.д. Порой родители не решаются задать педагогу волнующие их вопросы, особенно те, которые носят интимный характер и требуют доверия к собеседнику. Причина в том, что многие люди часто стесняются говорить о своих проблемах и, избегая общения с педагогом, обращаются к безликому помощнику. Поэтому очень удобной и эффективной формой работы  с родителями считается наглядная информация. Отличным средством привлечения внимания взрослых являются информационные стенды, так как они имеют огромные возможности для освещения педагогического процесса. Они имеют несомненное преимущество перед другими подобными носителями информации: доступность и наглядность, удобная форма для передачи важной и оперативной информации. Наглядно- информационные формы  условно нами разделены на две подгруппы. Информационно- ознакомительная - это через информационные стенды ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей. Информационно- просветительская - направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. В группах оформлены "Уголки для родителей", где помещаются  консультативные материалы по всем разделам образовательной  программы.  Традиционные стенды и планшеты заменяются необычными формами, соответственно названию группы. Прочность и безопасность - одно из основных требований к оформлению наглядной информации.  В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей. По форме они могут быть различны: от стенгазет до папок-передвижек. Их главной «заслугой» является то, что они обеспечивают наглядность и доступность получаемой информации. Пособия создаются в нашем  учреждении для конкретных родителей и про конкретных детей. Поэтому такая форма работы с родителями является наиболее важной, так как не каждый родитель найдет время и силы обсуждать с педагогом проблемы воспитания в его семье. Чтобы сделать эту форму работы более действенной, серьезное внимание уделяем педагогической ценности материала и его эстетическому оформлению, стараемся подбирать их, учитывая  возрастную  адресованность, наряду с теоретическими положениями давать конкретные практические советы. Многие родители сами интересуются  этими материалами. А некоторым приходится  настойчиво рекомендовать познакомиться с ними. В наглядной  пропаганде среди родителей используем  материал из жизни яслей - сада, тематические выставки: «Игра – дело серьезное» и «Полюбуйтесь – это мы»,  «Как мы провели лето», «Наш любимый праздник»  и т.д. Никто не проходит  мимо них, родителям интересно увидеть своих детей, познакомиться с условиями для игр в других группах. Воспитатели ежедневно оформляют информационные стенды для родителей: "Чем мы занимались", "Выучите вместе с нами".  Также на информационных стендах размещаем литературные, словесно-дидактические игры, проведение которых доступно любому взрослому человеку, например: «Придумай рифму», «Скажи наоборот» и т.п. Информационные материалы регулярно обновляются в зависимости от рубрики, т.е.  информация, размещенная на стенде должна быть динамичной. При размещении любого печатного материала на стенде ссылка на издания, включая авторство и год публикации обязательна. Соотношение текста и иллюстраций должно быть примерно 2:6(2 части текст, 6-иллюстрации), они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию. Следует создать резерв для обмена информацией между группами. Привлекают своим вниманием и стенды творчества для детей. Целью этой формы наглядной пропаганды -  тематических выставок - является дополнение словесной информации для родителей рисунками, фотографиями, образцами игрушек, игровых материалов, сделанными руками детей, родителей, воспитателей. Подводя итог всему выше сказанному, хотелось бы еще раз сказать о важности обучения воспитательному делу родителей, чтобы усилия, направленные ими на воспитание и формирование личностных качеств ребенка, не оказались бесполезными или, что еще хуже, губительными. Знающий педагог должен вовремя помочь родителю установить соответствующую связь с ребенком. Своевременный квалифицированный совет поможет родителю найти правильный подход к ребенку. Однако нередко бывает, что родитель сам не хочет идти на контакт, говоря, что его чадо само должно все понять. И здесь очень важно творческое начало педагога. Известный афоризм гласит: «Знание – сила». И в связи с этим родителям не стоит просто ограждать детей от всего плохого. Объяснять, рассуждать, говорить с детьми – это куда более действенный способ уберечь свое чадо от ошибок в их дальнейшей жизни. Если же родитель не обладает достаточными навыками и умениями по воспитанию детей, ему следует обратиться, либо к квалифицированному специалисту, либо к специальной педагогической литературе, либо посмотреть телевизионные программы, касающиеся этих проблем – в любом случае важно повышать свою педагогическую культуру для достижения наилучших результатов в деле воспитания своего ребенка. Задача дошкольного учреждения - создать атмосферу общности интересов, эмоциональной  взаимоподдержки  и  взаимопроникновения в проблемы друг друга; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.


4 декабря 2018 в 11:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.