Персональный сайт воспитателя Анджелина Заичко
Управление образование администрации города Новочеркасска Школа совершенствования педагогического мастерства воспитателей ДОУВыступление "Самостоятельный ребёнок- легко или сложно?Самостоятельность — весьма важное качество, которое пригодится ребенку на протяжении всей жизни. Поэтому очень важно уделить развитию этого навыка особое внимание. Ведь от уровня самостоятельности ребенка будет зависеть то, насколько полноценно он сможет адаптироваться к различным житейским ситуациям. Самостоятельность поможет уже выросшему человеку на всем его жизненном пути, будет способствовать в достижении целей. Как приучить ребенка к самостоятельности — непростой вопрос и тема статьи. Почему-то многие родители боятся приучать ребенка дошкольного возраста к самостоятельности, считая, что некоторые навыки могут повредить малышу, представляют опасность для него и т. д. Эти страхи не обоснованы. Приучать ребенка быть самостоятельным желательно как можно раньше. Уже в три года малыш много что умеет сам — если дать ему определенную свободу, разрешить и научить. Естественно, нельзя допускать каких-то рискованных ситуаций. Вообще, приучать постепенно ребенка быть все более самостоятельным — это не так сложно и опасно, как многие думают. Главное, чтобы все ваши требования соответствовали возрасту малыша, были направлены на его развитие и были адекватными. Когда ребенок дошкольного возраста начинает помогать взрослым, он чувствует ответственность за свои действия, где-то даже гордится оказанным ему доверием, старается сделать все хорошо, чтобы его похвалили — он действительно старается помочь. Длится период такой наивной помощи до тех пор, пока взрослые не отобьют эту охоту своими запретами, либо пока ребенок сам не начнет понимать, что его помощь никому не нужна. Обычно замотанная на работе мама говорит «Не надо, отойди, я сама все лучше сделаю, ты только все испортишь» и тому подобные фразы. Такие слова могут напрочьотбить любое желание у малыша помогать. Ну а когда ребенок вырастает, родители начинают думать — и вот в кого такой лентяй уродился, никакой помощи не дождешься. А все оттуда, из детства идет, виновато воспитание. Чем опасна несамостоятельность? Какие качества отравляют жизнь детям, которых родители вовремя не приучили к самостоятельности: · Инфантильность.Ребенок вырастает болезненно привязанным к родителям, боясь без них ступить и шаг. Он не способен сам создать семью и брать на себя даже небольшую ответственность. Как результат – не может сделать карьеру, быть успешным. Ну кто из родителей хочет видеть такими своих взрослых детей. · Нерешительность. Ребенок не может понять, куда ему двигаться во взрослой жизни, чем заняться и что делать. Он мечется от работы к работе, от партнера к партнеру. Или наоборот, намертво прилипает к единственному рабочему месту и к одному партнеру, боясь посмотреть по сторонам, даже если существующие обстоятельства его уже давно не устраивают. В результате жизнь такого человека несчастна, развитие личности затормаживается, но изменить он эти обстоятельства не решается. · Тревожность. Ребенок боится всего. Когда ему еще мало лет, он боится сказочных, вымышленных персонажей, а став взрослым, боится и реальных вещей, но которые с ним, возможно, никогда и не случатся, а он боится все равно. Тревожность отравляет жизнь человека, приводит к депрессиям, проблемам, нервным срывам. Почему важно приучать детей к самостоятельности? Такие, казалось бы, простые действия, как застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и развязывание шнурков, являются сильнейшими стимулами для развития коры головного мозга за счет тренировки мелкой моторики рук. Люди, которых с детства приучили к тому, что есть вещи, которые никто не станет делать за них, во взрослой жизни также склонны рассчитывать лишь на свои собственные силы. Кроме того, они более аккуратны и организованы. Ребенок, который обращается к родителям за помощью по малейшему поводу, став взрослым, едва ли будет способен принимать решения самостоятельно. А вот необходимость справляться с определенным кругом задач без внешнего вмешательства развивает ответственность, уверенность в себе, а также инициативность. С какого возраста следует приучать к самостоятельности? В два года ребенок уже всерьез интересуется тем, что делают взрослые, и стремится повторить их действия. К трем годам он начинает осознавать себя как личность и желает показать свою независимость от мамы и папы. Ребенок пока что неловок, и родители не всегда обращают внимание на его порывы, рассудив, что толку от его попыток мало, да и маленький еще. Однако позже интерес ослабевает, и научить ребенка некоторым вещам становится уже сложнее. По этой причине следует начинать это делать как можно раньше. Детство пролетает очень быстро. Задача родителей — научить ребенка всему тому, что ему пригодится во взрослой жизни. Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей – создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ. Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать 4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.
Наглядно-информационное направление. Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные. Данное направление включает: – родительский уголок: включающий различную информацию. Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания. – нормативные документы; – объявления и рекламы; – продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки) – папка-передвижка. Форма работы через родительские уголки,нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат. Наш уголок адресован заботливым родителям – мамам и папам, бабушкам и дедушкам, чьи дети посещают наше дошкольное учреждение. Ведь именно здесь, в детском саду, закладываются механизмы общения малыша со сверстниками и взрослыми, делаются первые, а потому бесценные, шаги на пути становления личности. 4 декабря 2018 в 11:04
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.