Персональный сайт воспитателя Анджелина Заичко
Родителям на заметку: «Как обучают детей звуковому анализу слов»Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При подготовке к обучению грамоте исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности. Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..." Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, "живое" слово. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, тврдые и мягкие), определение места звука в слове. Уважаемые родители, помните: 1. Звук – мы слышим и произносим. 2. Буквы мы пишем и читаем. 3. Звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы. Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо. Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом. Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком. Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Согласные звуки бывают мягкими и тврдыми. Всегда тврдые согласные: Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Тврдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелным. Примерные игровые задания. Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов). Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух. Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится тврдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелный (Снег, зима, лыжи и др.). Игра «Сколько звуков в слове спряталось?» Выложить схему слова КОТ. Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука) Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К]) Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, тврдый). Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком). Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О]) Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный). Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком). Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]). Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, тврдый, глухой). Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком). Звуки подружились. Что получилось? (КОТ). Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К). Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О). Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т). Буквы подружились. Что получилось? (КОТ). Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения. Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят е название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создат дополнительные трудности в обучении детей чтению. В методике подготовки к обучения грамоте детей дошкольного возраста предусматривается называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания: «На что похожа буква?» В ряду букв обвести в круг заданную букву. Выкладывание букв из счтных палочек, из вервочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п. Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву. Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины! 27 октября 2018 в 21:36
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.