Персональный сайт воспитателя Анджелина Заичко
Отношение детей к природе родного края начинается в семьеПрирода оказывается огромное влияние на формирования личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, воспоминания свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать наши богатства. Беседуйте с детьми о природе. • Объясните детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле. • Необходимо привлечь их внимание к тому; что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды, воздуха. • Необходимо показать, что природа – основной источник достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что созданы природой. • Приучайте детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья. • Учить детей бережно относиться к насекомым, птицам, животным. • Систематически объясняйте детям взаимосвязь природы и человека. Учите замечать красоту окружающей природы. • Воспитывайте бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде и электроэнергии. Во время наблюдения расширяйте кругозор у детей. И времени для этого специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете по дороге в детский садик и обратно. Всегда можно увидеть интересное: как встает солнышко, блестят капельки росы, сверкает иней, поют птички, тают сосульки. Поупражняйте детей в выполнении правил поведения в природе: • В лесу надо ходить по тропинкам, т. к. можно наступить на насекомых. • На утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои «ходы» и почва не рыхлится, а корни растений «задыхаются» без воздуха и постепенно отмирают. • Нельзя разжигать костры, ломать ветки. • Нельзя в лесу включать громкую музыку т. к. можно спугнуть птицу с гнезда. • Нельзя разорять гнезд птичьих, заглядывать в гнезда, брать в руки яйца, птенцов. Эффективным средством приобщения ребёнка к миру природы являются прогулки, во время которых мы можем знакомить его с явлениями живой и неживой природы, рассказывая о жизни и разнообразии растений и животных. Во время прогулок можно собрать природный материал для использования его при изготовлении поделок: из шишек – ёжика или человечка, из веточек – змейки или птички и др. Одно из основных средств познания природы – наблюдение. В каждом городе есть сквер, парк, различные зоны отдыха, лесопарки. Они своеобразны, неповторимы и могут стать прекрасным объектом для наблюдений. Каждое время года по-своему красиво. Весна – время оживления природы. Обратите внимание детей на увеличение светового дня, рост сосулек, капель. Установите причины этих явлений. Зимой полюбуйтесь красотой ослепительно – белого пейзажа, обратите внимание на деревья в огромных белых шапках, покажите детям разнообразие снежинок в зависимости от погоды: в мороз – отдельные снежинки, в теплую погоду – хлопья, при похолодании – в виде крупы. Объясните, почему скрипит снег (ломаются снежинки). Можно рассмотреть снежинки в лупу, отметить их разнообразие, зарисовать, вернувшись с прогулки домой. Наблюдая за природой с детьми в летний период, выделите несколько объектов: муравейник, различные виды деревьев, кустарников, цветов, трав. Обратите внимание на красоту летнего пейзажа. Незабываемое ощущение вызывает ходьба по опавшим листьям или «золотой дождь». С большим удовольствием дети «превратятся» в зверей, имитируя их повадки, движения. У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Во время наблюдения расширяйте кругозор у детей. И времени для этого специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете по дороге в детский садик и обратно. Всегда можно увидеть интересное: как встает солнышко, блестят капельки росы, сверкает иней, поют птички, тают сосульки. Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у детей. Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы. Важна практическая деятельность детей с любой период времени, обычно она – следствие наблюдений. Совместно с детьми можно: изготовить кормушки для птиц; зарисовать птиц, животных, их следы; выявить свойства различных агрегатных состояний воды; уплотнять снег вокруг деревьев или кустарников; осуществлять зарисовку цветов, листьев, снежинок (на песке, снегу); оформлять альбомы, собирать гербарии, коллекции и т.д. Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней. Приобщать ребёнка к природе можно с помощью различных игр с природным содержанием: дидактических, настольно – печатных, словесных, сюжетно – ролевых и т. д. Играть в них можно дома и на природе. Расширять круг представлений ребенка о природе донского края, можно используя природоведческую литературу, применяя меткие народные мудрости, приметы, загадки, потешки, сказки, легенды, хороводные песни, заклички, пословицы и поговорки, просматривая вместе с ним телевизионные передачи о природе, посещая выставки и музеи, зоопарк и т.д. Родителям также рекомендуется, общаться с детьми на прогулке, беседовать с ними о животных (заяц, волк, медведь, лиса), растениях (мать-и-мачеха, подорожник, ель, береза, тополь) своего края, наблюдать за изменениями в природе, фиксировать их в памяти, обсуждать увиденное. Беседа с детьми расширяет, углубляет, систематизирует и обобщает их знания о природе. Виды и содержание бесед с природоведческой тематикой могут быть разнообразны: «Что ты увидел по дороге домой?», «Почему звери меняют шубки?». «Как зимуют деревья?» Дидактические игры и настольные игры в домашнем уголке ребёнка могут быть и природоведческого содержания: «Чей домик?», «Найди дерево по описанию», «Отгадай, что загадаю», «Повторяй за мной». Они учат классифицировать растения и животные; запоминать новые названия, обогащает и развивает речь дошкольников. Главное, чтобы ребёнку и взрослому было интересно вместе. Чтение произведений художественной литературы не только знакомит дошкольника с природой, но и воспитывает у детей интерес к природе, бережного отношения, наблюдательности. Познавательные книги знакомят детей с экологическими проблемами. Незаменимую помощь родителям окажут энциклопедии и справочники. Большое значение, как в экологическом, так и в нравственно-эстетическом воспитании имеет ознакомление их с поэтическими произведениями о природе: «Зима» А. Пушкина, «Не ветер бушует над бором» Н. Некрасова, «Береза» С. Есенина, «Круглый год» С. Маршака и др. Читая детям стихи, рассказы о природе родители дополняют представления детей о разнообразии поэтического образа природы, полученные на занятиях. Они помогают понять, какие чувства передаются в произведениях, о каких явлениях природы рассказывается. В домашней библиотеке обязательно должны быть произведения о природе. Родителями необходим тщательный отбор художественного материала. Чувства ребенка побуждаются и обостряются сильными эмоциональными переживаниями. В связи с этим очень важно отбирать для чтения произведения, в образах которых наблюдаемые в действительности явления природы раскрываются как бы с новых сторон, открывают новое содержание, эмоционально закрепляют увиденное. Очень важно, чтобы эти произведения были любимы самими родителями. Воспитание позитивного отношения к природе Донского края будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле. Приобщая детей к бережному отношению к природе, красоте и добру, мы учим их видеть неповторимость родной природы, участвовать в её сохранении и приумножении, вызывать чувство гордости, уважения и любви к малой родине. Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя. Какими будут наши дети, зависит от нас. Давайте же будем учить детей приобщаться к волшебному миру природы, т.к. логика природы самая доступная, наглядная и полезная для ребенка! 22 мая 2018 в 18:13
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.