Персональный сайт воспитателя Анджелина Заичко

Консультация «Обучение грамоте дошколят в домашних условиях»

«Обучение грамоте дошколят в домашних условиях» 

Уважаемые родители!  Вашим детям скоро в школу, и вы хотите как можно лучше подготовить их к этому!?  Чему же должен научиться ребенок, готовясь к школе? Большинство из Вас  полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение! Мы  предлагаем  поговорить об обучении детей грамоте.

Что такое грамота? Это умение читать и писать. Но, очень хочется напомнить, что письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка.  Поэтому, у ребенка дошкольного возраста важно развивать фонематический слух - умение выделять и различать речевые звуки.

Звуки бывают гласные  – это звуки, которые поются (голосят, гласят). Гласные звуки  обозначаются красным цветом.

Согласные звуки - это звуки, при произнесении встречают преграду: губы, зубы  или язык (произносим звук «Б»- мешают губы). Они СОГЛАСНЫ  дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Твёрдые согласные обозначаются  синим  цветом, мягкие согласные  - зеленым цветом.

Йотированные звуки: е-[й,э]; ё-[й,о]; ю-[й,у]; я-[й,а] - в детском саду не изучаются, т. к. они имеют сдвоенные гласные звуки. С этими звуками дети будут знакомиться в школе.

Звуки на письме обозначаем буквами. Родители в домашних условиях могут обучать чтению своего ребенка, но при этом должны знать, что:

- звуки отличаются от букв? Звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем;

- показывая буквы, надо произносить не официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает- например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.

Какие игры позволяют в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи? Мы предлагаем поиграть в  некоторые из них:

Игры со звуками

1.«Поймай звук» 

Взрослый произносит слоги, а ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит слог  с заданным звуком.

2. «Хлопни, если услышишь в слове звук [А]» 

Выделяем звук голосом, «нажимаем» на него. Начинать надо с гласных звуков, затем переходить к согласным.

3. «Путешествие по комнате» 

1вариант игры - Побеждает тот, кто найдёт больше предметов, обозначаемых словами с определённым звуком.

2  вариант игры - У каждого играющего по 4 фишки определенного цвета. Найдя предмет, обозначаемый словом с оговоренным звуком, играющий кладет фишку. Побеждает тот, кто первым разложит все свои фишки. В конце игры – проверка. Взрослому можно иногда специально допустить ошибку, чтобы ребёнок в дальнейшем проверял каждое слово с интересом, вслушиваясь в него.

4.«Узнай звук» 

Послушать текст и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем.

Тут мышка. У мышки мышата. Мышка шумит.

5.«Определи позицию звука в слове»

Взрослый называет слова, ребёнок определяет, где находится звук в слове (в начале, середине, в конце).

6.«Найди место картинке»

Различаем твёрдый и мягкий согласные звуки. Взрослый называет слово, ребёнок определяет «твёрдость» или «мягкость» звука.

7.Игра «Определи первый звук в слове»

На доске карточки с изображениями предметов. Определите, с какого звука начинается слово «айсберг»«лавка» Назовитепредметы, название которого начинается с того же звука, что и слово «айсберг».

- со звука «А» (арбуз, апельсин, ананас, автомобиль, автобус);

- со звука «Л» (лук, лодка, лошадь, луна, ландыш, ласточка).

8. Игра «Определи последний звук в слове»

На доске карточки с изображениями предметов. Определите последний звук в слове «нос», «малыш». Назовите предмет, название которого заканчивается этим же звуком.

- звуком «С» (нос, насос, пылесос, автобус, пёс);

- звуком «Ш» (мышь, малыш, шалаш, душ, брошь, ландыш).

9. Игра «Определи позицию звука в слове»

На доске набор картинок со звуком «Р».

У каждого на столе цифры. Предлагается определить позицию звука «Р» в словах и показать соответствующую цифру.

Слова: помидор, мухомор, радуга, заноза, ворона, ромашка, раствор.

10. Игра «Звуковой мячик»

Я буду называть твёрдый согласный звук, а вы назовёте его мягкий вариант, т. е. найдёте пару.

     После того, как ребёнок научился слышать, определять место  звуков в слове, мы переходим к проведению звукового анализа слов.

Звуковой анализ - что это такое?

 Этот вид анализа тоже выполняется на слух. Суть - определить последовательность звуков в слове: какой звук первый, какой идёт за ним и т.д. Например:  

Выложить схему слова КОТ.
— Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)
— Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])
— Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).
— Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).
— Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])
— Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).
— Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).
— Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).
— Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).
Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).
— Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!

25 февраля 2017 в 23:11

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.