Персональный сайт воспитателя Анджелина Заичко
Консультация «Обучение грамоте дошколят в домашних условиях»«Обучение грамоте дошколят в домашних условиях» Уважаемые родители! Вашим детям скоро в школу, и вы хотите как можно лучше подготовить их к этому!? Чему же должен научиться ребенок, готовясь к школе? Большинство из Вас полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение! Мы предлагаем поговорить об обучении детей грамоте. Что такое грамота? Это умение читать и писать. Но, очень хочется напомнить, что письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка. Поэтому, у ребенка дошкольного возраста важно развивать фонематический слух - умение выделять и различать речевые звуки. Звуки бывают гласные – это звуки, которые поются (голосят, гласят). Гласные звуки обозначаются красным цветом. Согласные звуки - это звуки, при произнесении встречают преграду: губы, зубы или язык (произносим звук «Б»- мешают губы). Они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Твёрдые согласные обозначаются синим цветом, мягкие согласные - зеленым цветом. Йотированные звуки: е-[й,э]; ё-[й,о]; ю-[й,у]; я-[й,а] - в детском саду не изучаются, т. к. они имеют сдвоенные гласные звуки. С этими звуками дети будут знакомиться в школе. Звуки на письме обозначаем буквами. Родители в домашних условиях могут обучать чтению своего ребенка, но при этом должны знать, что: - звуки отличаются от букв? Звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем; - показывая буквы, надо произносить не официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает- например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы. Какие игры позволяют в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи? Мы предлагаем поиграть в некоторые из них: Игры со звуками 1.«Поймай звук» Взрослый произносит слоги, а ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит слог с заданным звуком. 2. «Хлопни, если услышишь в слове звук [А]» Выделяем звук голосом, «нажимаем» на него. Начинать надо с гласных звуков, затем переходить к согласным. 3. «Путешествие по комнате» 1вариант игры - Побеждает тот, кто найдёт больше предметов, обозначаемых словами с определённым звуком. 2 вариант игры - У каждого играющего по 4 фишки определенного цвета. Найдя предмет, обозначаемый словом с оговоренным звуком, играющий кладет фишку. Побеждает тот, кто первым разложит все свои фишки. В конце игры – проверка. Взрослому можно иногда специально допустить ошибку, чтобы ребёнок в дальнейшем проверял каждое слово с интересом, вслушиваясь в него. 4.«Узнай звук» Послушать текст и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем. Тут мышка. У мышки мышата. Мышка шумит. 5.«Определи позицию звука в слове» Взрослый называет слова, ребёнок определяет, где находится звук в слове (в начале, середине, в конце). 6.«Найди место картинке» Различаем твёрдый и мягкий согласные звуки. Взрослый называет слово, ребёнок определяет «твёрдость» или «мягкость» звука. 7.Игра «Определи первый звук в слове» На доске карточки с изображениями предметов. Определите, с какого звука начинается слово «айсберг», «лавка» Назовитепредметы, название которого начинается с того же звука, что и слово «айсберг». - со звука «А» (арбуз, апельсин, ананас, автомобиль, автобус); - со звука «Л» (лук, лодка, лошадь, луна, ландыш, ласточка). 8. Игра «Определи последний звук в слове» На доске карточки с изображениями предметов. Определите последний звук в слове «нос», «малыш». Назовите предмет, название которого заканчивается этим же звуком. - звуком «С» (нос, насос, пылесос, автобус, пёс); - звуком «Ш» (мышь, малыш, шалаш, душ, брошь, ландыш). 9. Игра «Определи позицию звука в слове» На доске набор картинок со звуком «Р». У каждого на столе цифры. Предлагается определить позицию звука «Р» в словах и показать соответствующую цифру. Слова: помидор, мухомор, радуга, заноза, ворона, ромашка, раствор. 10. Игра «Звуковой мячик» Я буду называть твёрдый согласный звук, а вы назовёте его мягкий вариант, т. е. найдёте пару. После того, как ребёнок научился слышать, определять место звуков в слове, мы переходим к проведению звукового анализа слов. Звуковой анализ - что это такое? Этот вид анализа тоже выполняется на слух. Суть - определить последовательность звуков в слове: какой звук первый, какой идёт за ним и т.д. Например: Выложить схему слова КОТ.
Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины! 25 февраля 2017 в 23:11
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.