Персональный сайт воспитателя Анджелина Заичко

Опыт работы по теме «Моя Родина — Донской край»

05 декабря [чт]

Тема, над которой я работаю по экологии, называется «Моя родина – донской край». Мною разработан проект «Родные просторы», целью которого является формирование созидательного отношения к окружающему миру через знакомство детей с природой Дона, чувства привязанности к своему дому и любви к Родине. Считаю, что с ранних лет у ребёнка нужно воспитывать эмоционально- положительное отношение к любимому уголку земли, к месту, где он родился, к своей малой Родине. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи нашего дошкольного учреждения.

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, наблюдать природу, видеть её красоту. Поэтому возникла необходимость более углублённо познакомить детей с природой родного края. Решением данной проблемы стала реализация проекта: «Родные просторы».

Работа по данной теме захватила не только ребят, но и их родителей. Я считаю е очень нужной, ведь если ребнок знает, сколько усилий нужно приложить, чтобы вырос хлеб, такой ребнок никогда не бросит кусок. Научив детей чувствовать себя едиными с природой, можно быть спокойными, они не сломают дерево, не будут засорять водом. И, конечно, если ребята будут знать, сколь необычна история нашего края, какими славными делами прославили себя земляки, я думаю, им будет, чем гордиться, за что любить свою маленькую Родину – Донской край.

Организуя работу с детьми по ознакомлению с родным краем, я определила цель этой работы:

Формирование созидательного отношения к окружающему миру через знакомство с природой Дона, чувства привязанности к своему дому и любви к Родине и Задачи:

1. Познакомить детей с прекрасным миром донской природы

2. Расширять и систематизировать знания детей о природе родного края через различные формы работы

3. Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе через участие в практической деятельности

4. Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через составление рассказов, загадок, чтение стихотворений

5. Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм через наблюдения, экскурсии

6. Воспитывать чувство глубокой привязанности и любви к природе родного края через чтение художественной литературы

7. Воспитывать разумное, бережное отношение к окружающей природе Гипотеза

Если будет чётко спланирована система работы по изучению природы Донского края, то это поможет создать наиболее благоприятные условия, позволяющие повысить уровень знаний детей и родителей о родной природе, созидательное отношение к окружающему миру.

Новизна проекта заключается

В создании единого образовательно-воспитательного пространства педагогов, детей и родителей в формировании познавательной активности дошкольников, в выработке и использовании нетрадиционных техник и технологий работы с семьей, разнообразных методов активизации родителей в работе дошкольного образовательного учреждения.

На подготовительном этапе реализации проекта я провела работу с родителями о значении данного проекта, вместе мы пополнили развивающую среду, подобрали иллюстрации, литературу по данной теме, собрали фотографии о природе нашего края. Был объявлен конкурс поделок из природного материала, сбор листьев для создания энциклопедии «Растения нашего района». Вместе с творческой группой мы разработали план реализации проекта, подобрали методическую литературу, фото- и видеоматериалы.

В ходе реализации проекта мы провели ряд мероприятий

НОД «Ой, ты Дон широкий», викторина:«Знатоки родной природы»,

беседы по темам: «Растения Дона», «Лекарственные травы донской земли», «Сделаем город чище», «Моя Родина – Донской край», «Степь лазоревая»,

фотопутешествие по городу Новочеркасску (презентация, видеоэкскурсии: «Растения нашего района», «Дон привольный» - о главной реке нашего края, экскурсия по фруктовому саду, огороду нашего ДОУ.

Читали художественную литературу, делали аппликации из осенних листьев, поделки из шишек, лепили «Донской урожай», рисовали «Берёзку русскую», играли в дидактические игры «Как зовут тебя деревце», «Дары природы», «С какой ветки детки», «Что где растет «Вершки и корешки» и др, сюжетно-ролевые и подвижные игры, на участке детского сада посадили дерево – дуб.

Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми они обобщали и уточняли свои знания, делали гербарии, создали энциклопедию «Растения нашего района», участвовали в совместном празднике. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.

Практическая значимость заключается в том, что создана система экологического воспитания дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во все виды детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.

Моя работа по формированию у детей созидательного отношения к окружающему миру через знакомство с природой Дона, чувства привязанности к своему дому и любви к Родине продолжается, но можно подвести некоторые итоги.

В ходе реализации проекта:

У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к родной природе, они хорошо ориентируются в мире растений, овладели некоторыми правилами поведения в природе.

Сформировался определенный запас знаний о растениях нашего края, расшилось представление о значении охраны природы. Дети проявляют любознательность и наблюдательность, стал расти интерес к природе, к родному краю, родному городу.

• С удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием родной природы.

• Отражают свои впечатления о родной природе в предпочитаемой деятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет, умеют эмоционально передать образы природы Донского края в своих работах

Изменилось поведение детей. Они стали более внимательными стали бережнее относиться к природе, ко всему живому, заботиться о тех, кто рядом, проявлять сочувствие и оказывать помощь.

В разговорах и рассказах дети чаще стали пользоваться правильными и точными названиями цветов, грибов, ягод, животных.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

Процесс создания системы экологического воспитания детей дошкольного возраста длительный и творческий. Поэтому в завершении проекта будет проведен анализ полученных результатов, и будет принято решение о необходимости продолжения проекта в следующем учебном году.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.